Японские методы управления в корне отличны от европейских и
американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее
можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат
в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Чем отличается японский метод управления от методов,
используемых в большинстве стран Европы и Америки ? Прежде всего своей
направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые
ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить
эффективность работы предприятия в основном за счет повышения
производительности труда работников. Между тем в европейском и американском
менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение
наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. Очевидна разница в акцентах.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки
Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
1) Гарантия занятости и
создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к
стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность
служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной
общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством.
Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для
продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства
общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению
взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими,
что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности
компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения
управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора
их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии
занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление
уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
2) Гласность и ценности
корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться
общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера
участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает
производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие
инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская
система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу
понимания корпорационных ценностей, таких, как приоритет качественного
обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией,
сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно
прививать и поддерживать корпорационные ценности на всех уровнях.
3) Управление,
основанное на информации. Сбору данных и их систематическому
использованию для повышения экономической эффективности производства и
качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих
фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при
которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за
исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за
неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры
для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи
доходов, объем производства, качество и валовую выручку , чтобы посмотреть,
достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на
ранних этапах их возникновения.
4) Управление,
ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на
японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества.
При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных
данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении
усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка
производства с наивысшим качеством.
5) Постоянное
присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с
затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы
зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях.
По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит
к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным
нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки
качества.
6) Поддержание чистоты и
порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских
товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских
предприятий стараются установить такой порядок, который может служить
гарантией качества продукции и способен повысить производительность
благодаря чистоте и порядку.
В целом японское управление отличает упор на улучшение
человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные
качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между
рабочими и управляющими.
|