В условиях жесткой конкуренции и роста
издержек непременным условием выживания субъекта экономики становится
маркетинг. Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все
большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере и
некоммерческой сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более
успешному выступлению на рынке. Это касается как нашей страны, находящейся
сейчас в переходном периоде, так и США, где многие предприятия добывающей и
тяжелой промышленности также лишь недавно обратились к маркетингу.
Маркетинг (от
английского market - рынок ) ¾ комплексная система организации
производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей
конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и
прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды
предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с
помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по
улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и
конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса,
стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и
организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента
представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики
является в определенном смысле философией производства, полностью (от
научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до сбыта и
сервиса ) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном
динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических,
политических, научно-технических и социальных факторов.
Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство
для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному
рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это
становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью
систематически корректировать свои научно-технические, производственные и
сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры,
маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы
обеспечить необходимую гибкость в решении стратегических и тактических задач,
исходя из результатов маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг
становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования
производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных
программ производства, организации научно-технической, технологической,
инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а
управление маркетингом ¾ важнейшим элементом системы управления
предприятием.
|