На протяжении
всего своего царствования Петр I постоянно был вынужден
уделять большое внимание финансовым вопросам. Содержание армии в условиях
непрекращающихся войн, ее перевооружение, строительство флота и содержание
растущего государственного аппарата вызывали быстрый рост государственных
расходов. Управление этим процессом потребовало регулярного составления
общегосударственной росписи доходов и расходов.
Ещё до Северной
войны ввиду растущих финансовых нужд правительство по примеру Западной Европы
стало усиленно эксплуатировать монетную регалию.
Регальные права
– совокупные государственные права, составляющие необходимую принадлежность
верховной власти, например, право взимать налоги, осуществлять судебную власть
и т.д. в экономической сфере регалии – права, которые изымались из сферы
деят-ти частных лиц в пользу государства с целью обеспечения государственных
потребностей, в первую очередь фискальных.
Преобладание
регальных доходов характерно для переходной эпохи от княжеского вотчинного
финансового хозяйства к налоговой системе. Регалии получили большое
распространение как форма дохода, встречавшая наименьшее сопротивление.
Также регалии
вводились, когда этого требовали интересы государства, с целью развития
производительных сил страны, но частная инициатива недостаточно созрела.
С 1699 г. началась денежная реформа и передел иностранной монеты Монетным двором, что привело к резкому
увеличению количества выпускаемых денег. До 1700 г. выпускалось от 200 до 500 тыс. руб. в год, в 1700 г. – около 2 млн. руб., в 1702 г. – уже больше 4,5 млн.
Но скоро
главный материал монетной регалии – старая серебряная русская монета – был
исчерпан, и доходность регалии стала уменьшаться, а цена монеты упала почти
вдвое. В результате этого повысились цены на все продукты, что ещё более
запутало финансовое положение правительства.
Военные
потребности привели к установлению ряда новых окладных налогов, т.е. налогов,
сумма которых фиксировалась заранее и раскладывалась на плательщиков данного
вида налога: драгунский сбор на содержание драгунских полков, сбор на постройку
судов.
Начало Северной
войны породило новый виток роста военных и общих расходов. В 1701 г. все расходы государства составили 2,5 млн. руб., в т.ч. армия и флот – 964 тыс.
государственный доход к 1701 г. по сравнению с 1680 г. вырос вдвое, новые источники теперь давали 1,3 млн. руб., т.е. сумму, превышающую весь бюджет
1680 г., но все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. В 1701 г. окладные военные расходы равнялись 1,1 млн. руб., в 1706 г. – 2 млн. руб., в 1710 г. – 2,5 млн.
Но при этом в 1710 г. только военные расходы составили 3010 тыс. руб. – 80% общей суммы в 3834 тыс. руб.
В такой
ситуации Петр вынужден был обратиться к усиленной эксплуатации оброчных статей.
В оброчные статьи были превращены домашние бани, постоялые дворы,
частновладельческие мельницы, угодья для рыбной ловли. В 1710-е годы в стране
насчитывалось более 30 различных видов налогов, среди них ледокольный, банный,
с мостов и переправ, с судов, с торговых лавок, на совершение обрядов, связанных
с рождением и вступлением в брак, знаменитый налог на бороды и др.
Рядом указов
устанавливались новые регальные права, значительно ограничивающие деят-ть
частных собственников в этих сферах. Формирующаяся в условиях российского
абсолютизма новая экономическая система характеризовалась укреплением роли
государства как предпринимателя. Государство стало активно сдавать на откуп
свои монополии, а также рыболовные, охотничьи, промысловые угодья, мосты. Затем
началась усиленная монополизация торговли наиболее выгодными предметами на
внутреннем и внешнем рынках.
С 1 января 1705 г. государство монополизировало продажу соли, причем продавало ее вдвое дороже, чем раньше
подрядчики. В следующие несколько лет к казенным товарам были отнесены табак,
деготь, коломазь, мел, рыбий жир, щетина, ворванное и квашеное сало.
Казна, не
довольствуясь монополией на важнейшие национальные продукты, стремилась
захватывать и иностранную торговлю: купцы получали плату за комиссию, а барыш
принадлежал казне, которая принимала на себя и коммерческий риск.
Только к концу
царствования, убедившись во вредном влиянии такого множества монополий на
состояние экономики, Петр стал понемногу их сокращать, облагая соответствующие
производства особыми сборами.
В 1716 г. Петр издал Указ, по которому винокурение разрешалось людям «всякого чина … про себя и на
подряд казне». Этот указ был отменен только в 1893 г., с введением государственной винной монополии, когда министром финансов стал С. Ю. Витте.
Также были
повышены таможенные сборы – учреждена уравнительная пошлина на торговый оборот
в селениях.
Однако,
исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова
обратиться к прямому обложению, причем стало раскладывать подворно чуть ли не
каждый новый расход. Непрерывно возрастало кол-во различных запросных и
неокладных сборов, которые по мере увеличения поступали все более неисправно.
Все это привело
к тому, что на 1710 г. ожидался полумиллионный дефицит. Рассчитывая на прирост
населения, Петр приказал произвести новую подворную перепись. Но произведенная
в этом году перепись показала громадную убыль населения по всей России – по
сравнению с 1678 г. численность дворов сократилась на 20%.
Не
способствовала повышению и упорядочению поступлений и децентрализация
финансового управления, осуществленная с учреждением губерний – новые запросные
и неокладные сборы поступали все с большей недоимкой. Перед правительством
опять встала задача, которую уже приходилось решать в конце 17 века, - реформа
порядка обложения и консолидация прямого налога.
|