Содержание

Развитие системы государственных финансов

На протяжении всего своего царствования Петр I постоянно был вынужден уделять большое внимание финансовым вопросам. Содержание армии в условиях непрекращающихся войн, ее перевооружение, строительство флота и содержание растущего государственного аппарата вызывали быстрый рост государственных расходов. Управление этим процессом потребовало регулярного составления общегосударственной росписи доходов и расходов.

Ещё до Северной войны ввиду растущих финансовых нужд правительство по примеру Западной Европы стало усиленно эксплуатировать монетную регалию.

Регальные права – совокупные государственные права, составляющие необходимую принадлежность верховной власти, например, право взимать налоги, осуществлять судебную власть и т.д. в экономической сфере регалии – права, которые изымались из сферы деят-ти частных лиц в пользу государства с целью обеспечения государственных потребностей, в первую очередь фискальных.

Преобладание регальных доходов характерно для переходной эпохи от княжеского вотчинного финансового хозяйства к налоговой системе. Регалии получили большое распространение как форма дохода, встречавшая наименьшее сопротивление.

Также регалии вводились, когда этого требовали интересы государства, с целью развития производительных сил страны, но частная инициатива недостаточно созрела.

С 1699 г. началась денежная реформа и передел иностранной монеты Монетным двором, что привело к резкому увеличению количества выпускаемых денег. До 1700 г. выпускалось от 200 до 500 тыс. руб. в год, в 1700 г. – около 2 млн. руб., в 1702 г. – уже больше 4,5 млн.

Но скоро главный материал монетной регалии – старая серебряная русская монета – был исчерпан, и доходность регалии стала уменьшаться, а цена монеты упала почти вдвое. В результате этого повысились цены на все продукты, что ещё более запутало финансовое положение правительства.

Военные потребности привели к установлению ряда новых окладных налогов, т.е. налогов, сумма которых фиксировалась заранее и раскладывалась на плательщиков данного вида налога: драгунский сбор на содержание драгунских полков, сбор на постройку судов.

Начало Северной войны породило новый виток роста военных и общих расходов. В 1701 г. все расходы государства составили 2,5 млн. руб., в т.ч. армия и флот – 964 тыс. государственный доход к 1701 г. по сравнению с 1680 г. вырос вдвое, новые источники теперь давали 1,3 млн. руб., т.е. сумму, превышающую весь бюджет 1680 г., но все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. В 1701 г. окладные военные расходы равнялись 1,1 млн. руб., в 1706 г. – 2 млн. руб., в 1710 г. – 2,5 млн.

Но при этом в 1710 г. только военные расходы составили 3010 тыс. руб. – 80% общей суммы в 3834 тыс. руб.

В такой ситуации Петр вынужден был обратиться к усиленной эксплуатации оброчных статей. В оброчные статьи были превращены домашние бани, постоялые дворы, частновладельческие мельницы, угодья для рыбной ловли. В 1710-е годы в стране насчитывалось более 30 различных видов налогов, среди них ледокольный, банный, с мостов и переправ, с судов, с торговых лавок, на совершение обрядов, связанных с рождением и вступлением в брак, знаменитый налог на бороды и др.

Рядом указов устанавливались новые регальные права, значительно ограничивающие деят-ть частных собственников в этих сферах. Формирующаяся в условиях российского абсолютизма новая экономическая система характеризовалась укреплением роли государства как предпринимателя. Государство стало активно сдавать на откуп свои монополии, а также рыболовные, охотничьи, промысловые угодья, мосты. Затем началась усиленная монополизация торговли наиболее выгодными предметами на внутреннем и внешнем рынках.

С 1 января 1705 г. государство монополизировало продажу соли, причем продавало ее вдвое дороже, чем раньше подрядчики. В следующие несколько лет к казенным товарам были отнесены табак, деготь, коломазь, мел, рыбий жир, щетина, ворванное и квашеное сало.

Казна, не довольствуясь монополией на важнейшие национальные продукты, стремилась захватывать и иностранную торговлю: купцы получали плату за комиссию, а барыш принадлежал казне, которая принимала на себя и коммерческий риск.

Только к концу царствования, убедившись во вредном влиянии такого множества монополий на состояние экономики, Петр стал понемногу их сокращать, облагая соответствующие производства особыми сборами.

В 1716 г. Петр издал Указ, по которому винокурение разрешалось людям «всякого чина … про себя и на подряд казне». Этот указ был отменен только в 1893 г., с введением государственной винной монополии, когда министром финансов стал С. Ю. Витте.

Также были повышены таможенные сборы – учреждена уравнительная пошлина на торговый оборот в селениях.

Однако, исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова обратиться к прямому обложению, причем стало раскладывать подворно чуть ли не каждый новый расход. Непрерывно возрастало кол-во различных запросных и неокладных сборов, которые по мере увеличения поступали все более неисправно.

Все это привело к тому, что на 1710 г. ожидался полумиллионный дефицит. Рассчитывая на прирост населения, Петр приказал произвести новую подворную перепись. Но произведенная в этом году перепись показала громадную убыль населения по всей России – по сравнению с 1678 г. численность дворов сократилась на 20%.

Не способствовала повышению и упорядочению поступлений и децентрализация финансового управления, осуществленная с учреждением губерний – новые запросные и неокладные сборы поступали все с большей недоимкой. Перед правительством опять встала задача, которую уже приходилось решать в конце 17 века, - реформа порядка обложения и консолидация прямого налога.