В условиях административно-командной системы реклама была не
нужна и бесполезна потребителю - ассортимент товаров определялся государством,
и количество товаров одного класса и одной «весовой
категории» редко превышало один
- то есть был телевизор «Рубин», и никаких тебе «Sony»
и «Panasonic», и, таким образом, у покупателя не
было выбора, да и проблема была не в том, чтобы выбрать товар, а в том, чтобы
достать хоть какой-нибудь.
Не нужна была реклама и производителям товаров - государство
покупало товар, который само и заказывало, по фиксированной цене, независимо от
его популярности на рынке. В том случае, если товар не пользуется спросом,
государство же даст деньги на переоборудование предприятия. Рай!
На этом фоне, смешно, например, выглядела реклама типа «Летайте самолетами Аэрофлота» - а на чем еще мог тогда летать
житель ex-USSR?
Сейчас же, в связи с переходом на рыночную экономику,
реклама постепенно снова становится двигателем торговли, каковым она и должна
быть.
С моей точки зрения, необходим детальный анализ
эффективности различных средств рекламы с целью упростить жизнь простому
предпринимателю. На это и нацелена сия скромная работа.
|