Содержание

Неокейнсианские теории негибкости цен и заработной платы

Как известно, большинство фирм действует в условиях монополии или, чаще, монополистической конкуренции. Монополизированные фирмы не очень-то заинтересованы в изменении цен, когда спрос на блага, которые они производят, меняется. По причине искажения монопольной цены выгода от изменения цены для общества может быть значительной даже в том случае, когда выгода для фирмы будет невелика.

Если фирмы неохотно прибегают к объявленным издержкам, они могут сохранять старые цены, хотя такая стабильность и сопряжена со значительными общественными затратами. При повышении спроса фирмы вполне могут счесть выгодным оставить цены на прежнем уровне, а не поднимать их до уровня, который соответствовал бы изменившемуся спросу. Спрос увеличится, однако номинальные цены останутся неизменными, и в результате произойдет увеличение совокупного выпуска.

Достоинства:

Объясняют имеющую место практику постоянных номинальных цен.

Недостатки:

Не объясняет, почему номинальные цены жесткие даже в тех фирмах, где издержки меню почти равны нулю (торговля через Internet).

Мои соображения (теория круглых цен)

В большинстве капиталистических стран существует следующая практика, как метод привлечения клиентов. Цены на товары и услуги назначаются перед круглым числом. (Например: 499$, 1.99$, 49$, 99$, 0.99$) В таких случаях потери от уменьшения числа клиентов, всерьез поверивших, что 99$ – это значительно меньше ста, будут намного больше, чем возможная выгода от изменения цены вслед за изменением объема спроса.

На многие товары цены берутся просто круглые, например: 5$, 10$. Так, стоимость доставки товара по Соединенным Штатам (континент) составляет 5$. Эта цена не изменялась уже много лет.

Далее, многие потребители тщательно планируют свои траты и они будут неприятно удивлены, увидев новый ценник с выросшей ценой. Поэтому, в розничной торговле, часто поддерживают постоянную цену на товары. Особенно это касается газет и журналов. Спрос на них постоянно меняется даже в течении дней, а цена остается постоянной годы.

Запаздывание цен и заработной платы

Экономические агенты не устанавливают цены и заработную плату одновременно. Наоборот, корректировка цен и заработной платы по экономике в целом происходит как бы ступенчато, с определенным запаздыванием. Запаздывание обусловливает медленное течение процесса изменения общего уровня цен и заработной платы, даже несмотря на то, что изменение индивидуальных цен и заработной платы происходит часто.

Единоличное увеличение цен какой-нибудь отдельно фирмой будет означать повышение относительных цен на продукцию этой фирмы, что приведет ее к потере клиентов. (Если бы этот процесс происходил синхронно, все фирмы могли бы поднять цены одновременно, оставляя относительные цены без изменений.) Общий уровень цен повышается медленно в результате небольшого ступенчатого роста цен. Повышение цен происходит постепенно, так как ни одна фирма не желает первой объявлять о значительном повышении цен.

Это запаздывание проявляется и в определении заработной платы. Рассмотрим, к примеру, как отражается на экономике сокращение предложения денег, ведущее к снижению совокупного спроса, что, в свою очередь, требует пропорционального снижения номинальной заработной платы для поддержания полной занятости. Каждый рабочий может быть готов пойти на снижение своей номинальной заработной платы при условии пропорционального снижения заработной платы остальных рабочих. Но ни один рабочий не желает первым попасть под это сокращение, которое означает пусть временное, но снижение его относительной заработной платы. Поскольку определение величины заработной платы растянуто во времени, нежелание каждого конкретного рабочего первым идти на снижение своей заработной платы обусловливает то, что общий уровень заработной платы медленно реагирует на изменение совокупного спроса. Другими словами, ступенчатость установления индивидуальных заработных плат является причиной негибкости общего уровня заработной платы в экономике.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6