Содержание

Доверие пользователей - залог успеха.

Конкурентный успех компании на компьютерном рынке характеризуется, в основном, размером доли рынка, причем не в стоимостном выражении, а в количестве пользователей продукта данной компании. То есть, предпринимательский успех определяется тем, насколько продукт стал "стандартом". Эта характеристика рынка (преимущественно массового компьютерного рынка) происходит из проблемы совместимости, а также из психологической консерватизма пользователя, привыкшего к определенному интерфейсу или качествам продуктов.

Примером может служить общеизвестная победа IBM в конкурентной борьбе с Apple, развернувшаяся в 80-е гг. В тот момент технология Apple была более прогрессивней, дружелюбней по отношению к пользователю чем технология IBM, но обладала, правда, одним недостатком - она была относительно дорога. Apple обладала также неоспоримым маркетинговым преимуществом - имиджем компании, совершившей идеологическую компьютерную революцию: "Не человек для компьютера, а компьютер для человека". Несмотря на это, IBM выиграла конкурентную гонку, разрешив лицензирование собственной платформы. Как раз в тот момент появилась формулировка "IBM-совместимый". IBM-совместимые компьютеры стали производить разные компании, такие как Compaq, Dell и т.д. Таким образом, на рынок хлынул поток стандартной, совместимой, относительно недорогой и, относительно добротной техники. Стратеги Apple впоследствии признали, что отказ от лицензирования собственной платформы был ошибкой, но массовый рынок к тому времени был уже потерян для компании.

Из-за такого драматичного развития технологии постоянно возникают новые предпринимательские ниши и именно в них разворачивается конкурентная борьба по завоеванию рынка. Причем, основную роль играют факторы, которые для предпринимательского успеха компании на других рынках вторичны. Например, величина компании, даже качество продукта имеет только относительное влияние, самый же главный фактор -маркетинговые усилия компании по массовому внедрению своего продукта. (Вышеописанная ситуация более характерна для субрынка массового ПО, но тем не менее, отражает общие тенденции.) Примеры классически острой конкуренции можно наблюдать, когда на рынке появляются практически одновременно два продукта, например, ПО корпораций Netscape и Microsoft для Internet или пакеты для распознавания текста двух русских компаний Bit Software и Cognitive Technologies.