Дифференциация изданий по читательскому адресу представляет большую сложность, так как взаимосвязи между читательскими запросами и спецификой издания чрезвычайно разнообразны. Существует несколько принятых критериев, определяющих читательские категории: специальность, уровень образования, возраст и т.д.
Целесообразно выделить три основных признака для дифференциации читателей художественной литературы, непосредственно влияющих на характер изданий.
-возрастной признак (для детей, для молодежи, для взрослого читателя)
-профессиональный (издания для профессионального читателя: литературоведов, специалистов смежных областей; издания для непрофессиональнго читателя)
-психолого-педагогический критерий (издания для читателей с неопределившимся вкусом, читателей с односторонней направленностью, читателей с относительно гармоническим развитым художественным вкусом)
Б.Я. Бухштаб считает, что учесть все факторы, влияющие на формирование типа изданий по характеру информации, нельзя. Целесообразно учесть лишь высшие звенья типологии художественной литературы: эпос, лирика, драма, а также лирико-эпические произведения и драмы в стихах.(4, 22)
Каждый жанр произведения влияет на тип его издания. Это влияние может проявиться в характере подготовки текста, составе издания, его объеме, структуре, характере справочного материала.
В разработке классификация литературно-художественных изданий по жанровому признаку принимали участие М.М. Бахтин, Л.Ф.Ершов, С.А,Коваленко, А.И.Кузьмин, В.Н.Соболенко,Л.Н.Целкова, А.Я.Эсалнек и др.
Жанры могут разделяться по разным признакам:
1) Принадлежностью к разным родам литературного творчества
-эпический жанр
-драматический жанр (трагедия, комедия)
-лирический жанр (ода, элегия, комедия)
2) В рамках родов жанры разделяются по их ведущему эстетическому качеству
-комический
-трагический
-элегический
-сатирический
-идиллический
2) Объем и соответствующая структура произведения
Лирика - обычно по объему произведение невелико; драма имеет определяемые сценическими условиями размеры.
Эпос бывает разных форм: большой - роман, средней - повесть и малой - новелла.
Принципом жанровой классификации романа может быть содержание. Тогда классификация будет выглядеть так:
-исторические
-научно-фантастические
-романы на военную тему
-публицистические
-приключенческие и т.д.
Романы разделяются и по жанровой форме:
-роман-размышление
-роман в письмах
-кинороман
-роман-исповедь и т.д.
В последнее время жанровая форма романа обогатилась следующими разновидностями:
-роман-размышление
-роман-эссе
-мемуарный роман
-роман-исследование
-роман-спор (11,4 )
По своему происхождению повесть как и рассказ принадлежит к жанру "рассказывающему". Повесть стремится к четко очерченному предмету повествования к созданию цельной образной системы. Её динамика строится на развитии темы, в постепенном раскрытии характера персонажа. По содержанию повести могут быть:
-романические
-героические
-мифологические
-авантюрные
-сатирические
-фантастические
-психологические (11,5 )
Поэма - прародительница нынешней письменной литературы. Это наиболее древний литературный жанр. Жанр современной поэмы определяется двумя моментами: "выбором темы и позицией повествования, связанной с оценочным моментом в изображении персонажей и событий. На протяжении всей истории письменности поэма является одним из ведущих жанров литературы.
Современная поэма многотипична по художественной структуре:
-сюжетно-повествовательная поэма. Она обращена к конкретному событию.
-стихотворная драма с четко прочерченным сюжетом и композицией.
-монологическая поэма
-поэма, складывающаяся из отдельных лирических стихотворений, объединенных единой художественной идеей и образом повествования
Система жанров сатиры включает в себя:
--стихотворные жанры - басня, эпиграмма, пародия
-драматические жанры - комедия, трагедия, фарс и т.д.
-прозаические жанры - от фельетона, памфлета, рассказа до романа
Внутри жанров могут быть подразделения; например: эпиграмма. Она может различаться по средствам и способам изображения:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|