Заметной чертой издательской деятельности в 1997 г. явилось увеличение количества названий по всем тематическим разделам, включаемым в статистический отчет, что выгодно отличает нынешнюю ситуацию то 1996 года. Наибольшее количество изданий выпущено по политической и социально-экономической тематике (9930), а также по разделам художественной (включая детскую художественную) - (8297), технической - (7150) и естественнонаучной литературы - (3738).
Рассматривая тематическую направленность выпуска книг и брошюр, нужно обратить внимание на структурные сдвиги в тиражах. Например, совокупный тираж изданий художественной литературы снизился со 132 до 109 млн.экз., т.е. на 18.5%, а тираж литературно-художественных изданий для детей - с 43 до 25 млн.экз. или более чем на 40%. Одновременно отмечается увеличение тиражей по всем тематическим разделам за исключением естественнонаучной литературы и изданий по филологическим наукам, причем наибольший прирост получен за счет изданий сельскохозяйственной (169) и медицинской (122) тематики, книг по искусству и искусствоведению (16,8).
Что касается видов изданий, то в 1997 году для большинства из них характерен рост количества названий, а что касается тиражей, то их снижение стало не столь значительным, как в прошлые годы. Серьезное уменьшение обоих показателей относится лишь к массово-политическим изданиям:: 84.4% от уровня 1996 г. по количеству названий и почти наполовину - 52.7% - по тиражу. Независимые эксперты связывают это с отсутствием в истекшем году крупных политических кампаний федерального уровня. В особо значительных размерах выросло издание произведений научно-популярной и производственной литературы.
Также эксперты книжного дела с удовлетворением отмечают расширение репертуара социально значимых видов изданий. Так, число названий научной литературы возросло по сравнению с предыдущим годом почти на 12%, учебной - также на 12%, в том числе для общеобразовательной школы на 8.8%, производственной - почти на 18%, справочной - на 10.5%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в репертуарной политике идут серьезные процессы структурной перестройки, связанные с повышением внимания к тем видам литературы, которые имеют приоритетное значение в эпоху экономических реформ (16,8).
Долгие годы отечественный рынок не мог удовлетворить интересы и потребности читателей в зарубежной литературе. До 1991 года соотношение русской и переводной литературы в издательском потоке было 4:1 либо 3:1. В 1992 году переводная художественная литература существенно потеснила с книжного рынка отечественных писателей.
По данным статистики, в 1992 году из 4994 художественных книг 2787 было переведено на русский язык, что составляет 58.1% по выпущенным названиям, 77.1 % по тиражам (Прил, диагр.2 и 3)
Некоторый перевес в издании отечественной литературы (по названиям в I кв. 1992 года) М.Морозовский объясняет тем, что в этот период в списках "Книжного обозрения" публиковалось много изданных еще до распада СССР, т.е. издания бывших союзных республик. Той же причиной объясняется сравнительно высокий удельный вес отечественной художественной литературы по названиям в 1992 году в целом. На самом деле, конец 1992 - начало 1993 были низшей точкой издания отечественной литературы. Что особенно заметно по соотношению тиражей. Но уже начиная со IIкв. 1993 года ее выпуск начал расти, как по названиям, так и по тиражам. Произошло это, прежде всего потому, что издатели открыли для себя популярных русских авторов. Кроме того, считает М.Морозовский, добиться долгосрочных успехов на рынке можно только при условии создания положительного имиджа издательской марки, что невозможно сделать на ворованных или устаревших книгах. Но для того, чтобы работать на мировом рынке прав, нужны немалые деньги. Гораздо проще купить книгу отечественного автора. (30,9).
Преобладание на рынке зарубежной художественной литературы специалисты объясняют еще и тем, что российский читатель долгое время был оторван от мирового литературного процесса. Поэтому, получив доступ к зарубежным книгам, даже не самым лучшим и не самым новым, он первое время готов был брать все подряд. Сегодня положение отчетливо меняется. Пик бума прошел, выпуск зарубежной литературы сокращается и по названиям и по тиражам.
О постепенном выравнивании в выпуске свидетельствует структура тиражей отечественной и зарубежной художественной литературы. (Прил, диагр 4 и 5)
Каково же было жанровое разнообразие художественной литературы на российском книжном рынке?
Более 90% - это книги наибольшей расходимости популярных развлекательных жанров: криминальные и авантюрно-приключенческие романы, триллеры, мелодрамы, фантастика. На "высокую" литературу приходилось немногим более 2%. И в этом массиве публикаций преобладала "неновая" литература, выходившая до 1973 года. Значительное место было отведено выпуску исторических романов. Исторические романы и повести выходили как отдельными изданиями, так и в многочисленных сериях.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|