Содержание

Рынок банковских услуг

Необходимо отметить, что в процессе анализа уровня реальной и (или) потенциальной, текущей и (или) перспективной прибыли все ме­тоды учитывают закон убывающей удачи (закон убывающего пре­дельного продукта, он же — закон изменяющихся пропорций). Со­гласно ему, начиная с определенного момента последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, трудовых ресурсов) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, вели­чина уставного капитала) дает уменьшающийся добавочный (пре­дельный) продукт в расчете на каждую последующую единицу пере­менного ресурса. Например, увеличение количества работающих людей в банке не может производиться бесконечно, т.к. оно ведет к работе с неполной нагрузкой, что мгновенно ухудшает результативные показа­тели его деятельности. Рассмотрим некоторые часто встречающиеся методы.

1. Метод *себестоимость + необходимая прибыль". Является одним из самых широко используемых и простых для определения цены и прибыли на новую услугу или в процессе вхождения на новый рынок.

Известно, что производственная себестоимость любого товара, в том числе и банковской услуги, состоит из суммы условно–постоян­ных и переменных затрат. Переменные производственные и сбыто­вые расходы изменяются в зависимости от количества предоставлен­ных (продажных) услуг, т.е. реализации продукции. В них включают прямые материальные и трудовые затраты, другие прямые затраты (затраты на охрану, административные затраты). С некоторыми ого­ворками можно принять, что между переменными производственны­ми затратами и объемом предоставленных услуг существует линей­ная зависимость, т.е. переменные издержки пропорциональны объе­му проданного (рис. 6, 7).

Иногда характер отдельных видов затрат, обусловленный прави­лами их потребления, может отличаться от принципа пропорцио­нального изменения их объема. Они могут опережать рост предоста­вления услуг и их реализацию, но могут и снижаться при замедлен­ном их росте. Главным фактором этих отклонений чаще всего явля­ются договорные условия и наценки на потребляемые материальные, топливно-энергетические или трудовые ресурсы. Определить влия­ние этих отклонений на уровень затрат можно лишь при детальном разложении производственных и сбытовых расходов на элементы и с помощью анализа таких экономико–математических методов, как ме­тод главных компонент (МГК), регрессионный анализ (РА) или диспер­сионный анализ (ДА).

Но одним из основных недостатков последнего метода является его некоторая ограниченность, что сужает возможность его широко­го применения. Используя его, трудно проводить анализ таких фак­торов, как уровень потенциального и реального спроса, предложе­ния, эластичности рыночного сегмента ("ниши", "окна"), уровень и степень конкуренции. Более совершенной является следующая груп­па методов.

Рис. б. Зависимость полной себестоимости продукции от уровня затрат и объема

производства:

ось OV — объем предоставленных конкретных услуг данного вида продукции в ана­лизируемом банке; ось OZ — затраты, произведенные анализируемым банком на предоставленные

услуги

Рис. 7. Структура полной себестоимости

t

2. Методы "контрольной точки". Их основная идея заключается в проведении анализа уровня реализации конечного продукта (то­вара) производителя во взаимосвязи с прибылью, себестоимо­стью, объемом производства, спросом, предложением и другими элементами рынка. Классической моделью проведения такого анализа является функция Кобба–Дугласа. Эти модели подробно рассмотрены также в западной и советской литературе. Иными словами, необходимо найти точку К, достигнув которой, производитель сможет получить необходимую прибыль (рис. 8).

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13