Двойная роль на рынке, которую играет театр как культурный и экономический фактор, отражается на его основной роли как экономического предпренимательства на рынке.
Театр, как производитель культурных ценностей, является экономическим субъектом. Таким образом, он, как любое предприятие связан с экономикой в целом. Но театр к тому же должен решить сложную двойную задачу: основные цели деятельности театра лежат в двух различных направлениях, а именно - рыночная, тем самым - экономическая и художественная, (социальный эфект, последствия) неэкономическая. Этим театр и отличается от других экономических субъектов, ориентированных только на рынок, основной целью которых является получение прибыли. Основная же цель деятельности театра находиться в области художественных достижений, художественных успехов. Эти две цели не всегда совпадают. Баланс между этими двумя целями .
Подобное определение специфики театрального производства, то есть ответ на вопрос: в какой степени театр функционирует в соответствии с общими закономерностями непроизводственной сферы влечёт за собой и введения качественно иных, чем в производственном секторе экономики, норм и правил управления театральными предприятиями.
Специфика спектакля, как результата театрального производства отражается на ценообразовании на билеты, производственной стратегией, реализации продукции, организационной структуре
И как следствие определение государственной дотации.
Ренательность производственных предпреятий можно измерять
Планирование
история театра, непонимание специфики управления театрами
Непонимание специфики театрального производства в истории советского театра повлияло на его художественное развитие.
Театральная отрасль планировалась по показателям сходным производственным отраслям экономики. Основной акцент ставился на общее колличество показанных спектаклей за год, новых постановках и количестве “обслуженных” зрителей. Таким образом, театральный процесс приравнивался к машиностроительному производству, где основным элементом планирования и эффективности производства являлось количество выпускаемой продукции по отношению к масштабам производства и собственным активам.
Так запланированные директивные показатели отражали лишь экономическое состояние театра, но в то же время это были обязательные показатели которых руководству театра необходимо было достичь даже если это вредило художественно-творческому процессу.
Кроме того, считалось что для руководства театров необязательно иметь театральное образование, достаточно лишь иметь навыки управления в любой другой сфере или любое образование управленца.
Подобное отношение к театру в высших органах власти погубило многих творчеких людей, которые .
Особенность театрального производства и особенности продукта этого производства - театрального спектакля помогает нам понять всю специфику управления театрами, которая заключается в координации различных направлений деятельности, взаимодействии его частей
Если в производственном секторе экономики основными критериями определения эффективности производства являются такие понятия как колличество и качество продукта, то в спектакль, как результат труда такими понятиями сложно измерить.
Основной целью театра является достижение определённых социально-экономических целей, а точнее определённого социального эффекта. Однако для этого нужно научиться его измерять, так как пока ещё не найдены способы количественной оценки социальных явлений.
|