Содержание

Предпосылки и подготовительные меры к проведению реформы.

Наибольшие трудности в подготовке реформы создавали резкие колебания валютного паритета кредитного рубля. Например, в течение 1888 г. наивысший курс кредитного рубля “в Санкт-Петербурге на Лондон” превышал низший на 36%, в 1890-м - на 18,5%, в 1891-м - на 28,4%. Такие колебания объяснялись рядом причин. Во-первых, русский кредитный рубль не пользовался доверием биржевых и банковских кругов Запада, так как в России в течение 40 лет были расстроенное денежное обращение и пассивный платежный баланс. Во-вторых, многомиллионные суммы в наличных кредитных рублях, привозимые в Европу русскими туристами и предъявлявшиеся к размену на твердую валюту, давали идеальный материал для валютной спекуляции на европейских валютных биржах. В-третьих, во второй половине 80-х гг. колебания курса усилились из-за валютной политики, проводимой министром финансов И.А. Вышнеградским. При нем Министерство финансов, участвуя в валютной спекуляции, добивалось резких падений курса рубля во время хлебоэкспортной кампании, чтобы повысить цены на хлеб в кредитных рублях, а затем в периоды пассивного сальдо платежного баланса оно стремилось поднять курс.

Вступивший в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле. В качестве основного метода воздействия на курс рубля стала широко применяться девизная политика. Покупку и продажу иностранных девиз (тратт, писанных на иностранную золотую валюту) Государственный банк осуществлял через своих зарубежных корреспондентов и непосредственно в Санкт-Петербурге. Суть девизной политики состояла в том, что Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту (тратты) и таким образом не позволял курсу кредитного рубля упасть, а также скупал всю сумму предложения девиз, не допуская резких повышений курса. Если не хватало имеющегося запаса ранее купленных тратт, то они давались от имени Государственного банка его заграничными корреспондентами, которые всегда располагали суммами, принадлежавшими банку или Казначейству. С февраля 1893 г. по март 1895 г. количество проданных и купленных тратт достигло 145 млн. рублей.

Кроме того, были приняты административные меры против спекуляции на кредитном рубле. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 8 июня 1893 г. “О воспрещении некоторых сделок по покупке и продаже золотой валюты, тратт и тому подобных ценностей, писанных на золотую валюту” запрещало осуществлять срочные (т.е. спекулятивные) сделки этого вида на биржах страны. Банкам было запрещено участвовать в подобных операциях и за пределами России. В случае участия банка в спекуляции на кредитном рубле директор-распорядитель и члены правления могли быть уволены, а банку грозили арест счетов в Госбанке и большие штрафы (5-10% от суммы, на которую была заключена сделка). Для контроля за участием русских банков и других организаций, а также частных лиц в спекуляции за рубежом Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 29 марта 1893 г. вводилась специальная таможенная пошлина с кредитных билетов, перевозимых через границу, в размере одной копейки со ста рублей. В результате применения административных и экономических мер удалось значительно сократить масштабы спекуляции. Разница между высшим и низшим курсом сократилась до 5,36% в 1893 г., 2,08% в 1894 г. и 1,59% в 1895 году.

Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала благоприятные предпосылки для проведения денежной реформы - то есть для фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними. Единственной потенциальной опасностью в этом случае был пассивный платежный баланс страны по текущим операциям. За 1893-1897 гг. среднегодовое положительное сальдо торгового баланса составило 142 млн. рублей.

Расходы по обслуживанию государственного долга составили 170 млн. руб., а расходы русских туристов за границей - 60 млн. рублей. Но Министерство финансов не считало пассивность платежного баланса серьезным препятствием на пути преобразования денежной системы, так как долгосрочные заграничные займы, прямые и портфельные инвестиции компенсировали этот пассив. В 1893-1897 гг. только государственные и гарантированные государством долгосрочные займы давали ежегодно в среднем 182 млн. рублей. Общая сумма иностранных капиталов в акционерных предприятиях России увеличивалась в среднем на 69,6 млн. руб. в год. Конъюнктура мировых денежных рынков в середине 90-х гг. была очень благоприятной - фактический процент по государственным облигациям снизился до 3,34%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4