Содержание

Из истории Российских выставок

Внимание публики привле­кала витрина железодела­тельного завода П. А. Губонина и К° К середине XIX веча русские металлы, особенно русское железо, заслужили себе первенство своими от­личными качествами, но вы­делка этого материала долго еще оставляла желать лучше­го и значительно уступала вы­делке английского и шведско­го железа, так что много и мно­го лет существовало в выс­шей степени ненормальное и невыгодное для России поло­жение, в котором наше желе­зо в грубом виде шло по де­шевым ценам на иностранные заводы и возвращалось к нам обратно уже дорогим и снаб­женным английскими и други­ми клеймами. Убыточность такого хозяйства трудно опре­делить — так она громадна, она выражалась даже не в миллионных, а в миллиард­ных цифрах. Но с конца 50-х годов прошлого века картина нашей горнозаводской про­мышленности стала меняться Россия приступила к построй­ке своей колоссальной сети железных дорог, акционерная компания обязана была обра­щаться к своим заводам и, открыв громадный спрос, уси­лив этим производительность, подвинула вперед и технику производства. Русские рель­сы, русское листовое и штучное железо к последней чет­верти прошлого столетия не только стало наравне с инос­транным, но даже значитель­но перещеголяло это иност­ранное и быстро вытеснило его со своих рынков. Выделан­ное оусское железо перешло пределы своего отечества, оно появилось не только на российских, но и на всех выставках, заслужи­ло там пальму первенства, оно потребовалось там уже не как сырой грубый материал, как прежде, а уже обработан­ным, выкованным, готовым предметом железо-строительного дела.

Отдел изобразительного ис­кусства, насчитывающий око­ло 950 произведений, стал зна­чительным событием в худо­жественной жизни России. Здесь экспонировались произведения таких замечательных русских художников, как К. П. Брюллов, В. М Васнецов, В. В. Верещагин, И. Е. Репин и др.

Выставка стала поистине национальным праздником, местом синтетического взаи­модействия искусств, и не только архитектуры, скульпту­ры, живописи, садово-парко­вого ландшафта, но и музыки, театра, балета Серию концер­тов дал симфонический ор­кестр под управлением А. Ру­бинштейна.

За 4 месяца работы выстав­ки ее посетили более 1 мил­лиона человек

Интересна судьба уникаль­ного выставочного комплекса. Дважды, в 1885 и в 1891 году, в выставочных павильонах размещались: ремесленная и затем французская; торгово-промышленная выставки. В 1894 году центральное выста­вочное здание было разобра­но и перевезено в Нижний Новгород для следующей Все­российской промышленной и художественной выставки 1896 года.

Год 1896-й. 26 мая в Ниж­нем Новгороде одновременно с Нижегородской ярмаркой состоялось торжественное от­крытие Всероссийской про­мышленной и художественной выставки — шестнадцатой пс счету и крупнейшей в дорево­люционной России. Идея уст­ройства этой выставки при­надлежала видному государ­ственному деятелю министру финансов России С. Ю. Вит­те. Финансирование осуще­ствлялось из государственно­го бюджета. Расходы вдвое превысили смету и составили 8817234 рубля 67 копеек Зна-чительная часть денег ушла на сооружение выставочных павильонов в русском стиле разных эпох и местностей Доходы от выставки не превы­сили 300000 рублей. Но бла­годаря выставке в Нижнем Новгороде были проложены новые мостовые, расширено водоснабжение, сооружены новый мост, новый, театс и новое здание Окружного суда. пущен первый в России трам­вай, путь которого пролегал от железнодорожного вокзала к территории выставки. Вокруг выставки для удобства посе­тителей была проложена элек­трическая дорога. Любозна­тельные граждане получили возможность познакомиться с самой молодой отраслью про­мышленности — электротех­никой, с достижениями добы­вающих отраслей, сельского хозяйства, лесоводства, гор­ного дела, с заводскими и фабричными производства­ми, художественно-промыш­ленными и кустарными изде­лиями. Пивовары и виноделы не только демонстрировали свою продукцию, но и давали попробовать. Некоторые пави­льоны были настолько худо­жественно поданы, что не на­градить их за такую подачу было просто невозможно. Не были забыты и такие сферы жизни общества, как благотво­рительность, народное обра­зование и искусство. В худо­жественном отделе экспони­ровались работы русских ху­дожников и скульпторов.

Перейти на страницу: 1 2 3