Содержание

О деньгах

Рассматривая деньги как один из объектов собственности, Радищев считал несостоятельным утверждение о том, что получение процента противоречит требованиям морали, ука­зывая на риск, связанный с отдачей денег в заем. Более того, он считал, что получение процента «само по себе справедли­во и не зазорно», подобно доходу от собственности на зем­лю, на фабрику, на торговый капитал.

Определив процент как «цену денег», Радищев распрост­ранял на него право договаривающихся сторон, как это де­лается в любой товарной сделке, устанавливать «цену пере­ходящей из рук в руки собственности», т. е. деньгам.

Радищев отрицательно относился к государственному ре­гулированию величины процента. Еще при Елизавете Пет­ровне был установлен «указный» максимальный уровень процента- 6% годовых. «Конечно бы лучше было, если бы деньги были дешевы и проценты низки. Но не закон может назначить им цену, где чего много, там то и дешево». Уро­вень процента определяется самим денежным рынком, соот­ветствием спроса и предложения на денежный капитал, что хорошо понимал Радищев. Он применял к России общие те­оретические суждения о сущности процента и экономичес­ких законах, определяющих его уровень, хотя в стране кредитная система была еще крайне слабо развита, денежный рынок только формировался, преобладало ростовщичество.

Заключение

Итак, Радищев теоретически исследовал проблемы цены и ценности товаров, прибыли, металлических и бумажных де­нег, денежного обращения, кредита и процента и дал их ори­гинальную трактовку. Его теория денег представляет особый интерес как одна из ступеней развития экономической науки. По оригинальности и всесторонней разработке теория денег Радищева превосходит учение о деньгах и русских, и запад­ных экономистов XVIII в., включая и Адама Смита. Оригинальные положения в произведениях Радищева мы встре­чаем по вопросам теории денег, кредита и налогов. Он первый из русских и глубже западноевропейских экономистов исследовал бумажно-денежное обращение.

Антикрепостническая направленность экономического учения Радищева ярко проявилась также в критике налоговой системы и политики самодержавия2. Он восстал против порядка, при кото­ром налоги, будучи единственным источником государственных доходов, тяжелым бременем падали на народные массы, в то вре­мя как господствующий класс был освобожден от обложения. Вся система налогообложения, по его мнению, должна строиться в ин­тересах “народной груды” (народных масс) на принципах равен­ства. Те налоги, которые “возлагают прямо” (прямые), должны строиться в соответствии с доходами и имуществом плательщиков, дифференцирование по губерниям, уездам, по лицам. Это было, в сущности, осуждение характерного для феодализма подушного на­лога (налога с личности) и замена его обложением по доходу и имуществу, буржуазно-демократическим по своей природе. В от­ношении косвенных налогов (они “возлагаются нечувствительным образом”) Радищев стоял за низкое обложение предметов первой необходимости (соли) и предлагал установить высокие налоговые ставки на предметы роскоши. Это было самое прогрессивное уче­ние о налоговой системе для того времени.”

Крупный оригинальный мыслитель, А. Н. Радищев был самым выдающимся русским экономистом XVIII столетия.

Перейти на страницу: 1 2 3