Содержание

Зарождение капиталистических отношений в Западной Европе

Капитализм внос коренные изменения не только в хозяйственный строй. С ним свя­зано рождение двух новых классов: про­мышленной буржуазии, владельцев ору­дий и средств производства, и пролетариа­та, лишенного и того и другого и принужденного жить прода­жей своей рабочей силы.

В области политического устройства государства на смену сословной монархии приходит абсолютная монархия — как арбитр между старым господствующим классом феодалов и буржуази­ей и как защитница обоих классов от революционного движе­ния народных масс, подвергающихся и феодальной и капита­листической эксплуатации. Буржуазия становится все более мощным в экономическом отношении классом, но все же недо­статочно сильным, чтобы поставить вопрос о захвате власти. Власть остается в руках феодалов, но централизованная монар­хия, стремясь повысить свои доходы, поддерживает укрепляю­щееся капиталистическое хозяйство и буржуазию, а та в свою очередь опирается на абсолютную монархию, которая обеспе­чивает ей успешную конкуренцию на внешнем рынке и ссуда­ми поддерживает и расширяет мануфактурное производство.

В ряде государств Европы, как в больших, так и в малых, устанавливается эта новая форма монархии. Даже в Англии при Тюдорах (1485—1603), несмотря на существование парла­мента, королевская власть приобретает исключительно боль­шую силу. Однако по мере роста буржуазии и ее богатства гос­подству феодалов приходит конец. Используя народные массы, ненавидевшие феодалов и феодальную эксплуатацию, буржуа­зия стремится к власти. Наступает период буржуазных рево­люций.

Первая, но неудачная буржуазная революция произошла в Германии. Она началась как выступление против католической церкви — идеологического покрова феодализма. Церковь в Германии, пользуясь политическим неустройством страны, раз­дробленной на множество мелких княжеств, и не встречая сопротивления со стороны сильной центральной власти, смот­рела па Германию как на главный источник своих доходов. Поэтому здесь на самой ранней ступени капиталистического развития немецкое бюргерство, перераставшее в буржуазию, выступило против бесконечных материальных претензий как местного духовенства, особенно крупных духовных феодалов, так и центра католицизма — папского государства. Немецкая буржуазия в лице своего пред­ставителя Мартина Лютера (1483—1546) требовала «дешевой» церкви, ликвидации власти папы над не­мецкой церковью и подчинения последней светской власти. В Германии началось широкое общественное движение, охва­тившее в конечном счете и народные массы. Однако народ требовал не только изменения церковных порядков, но и широ­кой социальной реформы, подрывавшей феодальные устои, в от­дельных же случаях высказывались и более радикальные идеи переустройства общества на началах «божьей справедливо­сти», идеи, в которых проступало смутное представление народ­ных масс, особенно немецкого предпролетариата, о возмож­ности социального равенства.

Началось широкое восстание крестьянских масс — Великая крестьянская война в Германии (1524—1525 гг.), которая так напугала буржуазию, что она отошла от движения, пошла на соглашение с феода­лами и вместе с ними принимала участие в жестокой расправе с крестьянами. В ре­зультате этого реформация ограничилась только реформой церкви, упрощением церковного культа, отменой многих обря­дов и таинств. Она не только не уничтожила феодальных по­рядков, но даже укрепила их. Церковные земли и имущество были конфискованы князьями, которые больше всего и выигра­ли от реформации, обогатившись за счет церкви. Германия как была, так и осталась политически раздробленной на множество самостоятельных государств-княжеств. Власть императора ста­новилась все более призрачной.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10