Относительный показатель отражает отношение одной величины к другой, поэтому большие абсолютные значения могут быть сведены к доступной и компактной информации, на основании которой высшее руководство может принимать решения. Общее число этих отношений крайне велико, но у нас нет необходимости в данном разделе останавливаться на всех.
Допустим, что отношение оборотных фондов к краткосрочным долговым обязательствам компании А составляет 2:1, а аналогичное отношение компании Б — 1:1. Отсюда возникают вопросы, требующие ответа. Заняты ли компании схожими видами деятельности? Если нет, то причины расхождения данных требуют изучения. Например, в случае, если компания Б занимается розничной торговлей, а компания А представляет обрабатывающую промышленность, указанные соотношения могут быть различными.
Если обе компании занимаются одним и тем же бизнесом, то необходимо изучить элементы действующего капитала, рассмотрев такие вопросы: Каковы запасы в обеих компаниях? Каков период выплаты долгов? Сколько дней поставщики могут поставлять товары в кредит? Имеется ли в компании достаточно ликвидных фондов для погашения срочной задолженности?
Относительные показатели служат многим целям, но в основном они помогают руководству в прогнозировании, планировании, координации и коммуникации. Если они используются по назначению, они могут повысить эффективность, а следовательно, и прибыль. Однако, попав к неискушенному, они могут привести к ошибкам.
Единичные относительные показатели имеют ограниченную ценность в основном потому, что принципиальное значение для руководства имеет оценка общих тенденций. Кроме того, изменения в одном показателе могут иметь значение, только если соотносятся с другими показателями. Наиболее часто относительные показатели используются для следующих целей:
n показатели в сопоставлении с представительными данными прошлых лет указывают на тенденции движения расходов, сбыта, прибылей и т. д. и позволяют прогнозировать ход событий в будущем;
n планы и программы на будущее могут «нацеливаться» бухгалтерскими относительными показателями, показатели становятся интегральной частью контрольной системы;
n относительные показатели являются достаточно обобщенными, и их взаимосвязь с первичными данными может использоваться для эффективной координации;
n контроль исполнения (например, квотирование сбыта) и контроль затрат производятся с помощью относительных показателей;
n относительные показатели могут играть важную роль при формировании и обеспечении внешних и внутренних взаимоотношений руководства и держателей акций;
n относительные показатели могут использоваться как мерило эффективности (например, при сравнении двух различных периодов и компаний).
|