Содержание

Каждому труду - своя цена.

У рынка есть две уникальные особенности, которые накладывают свой отпечаток на действие обычных рыночных механизмов - универсальность продаваемого там товара и стремление продавцов к социальной справедливости.

Универсальность товара рабочей силы связана с тем, что человек приспособлен овладеть разными профессиями и переучиться в течении жизни, если ему это выгодно и оправдывает затраты времени, сил и средств. В промышленно развитых странах не редкость, когда меняют профессии даже люди с высшим образованием.

Кроме того, универсальность рабочей силы как товара проявляются в том, что специалисты одной профессии могут работать в самых различных фирмах, регионах одной страны и даже менять страны, где им приходится трудиться.

Люди постоянно ищут возможность продать свой труд по дороже. Это явление присущее людям во всем мире и получило название мобильность рабочей силы, очень сильно влияет на формирование механизмов оплаты труда.

Мобильность рабочей силы - способность работников менять место, район и даже страну, где они трудятся, в поисках более выгодных условий продажи своих знаний, навыков и способностей.

Хотя, конечно, в любой стране есть люди, «тяжелые на подъем»» и не стремящиеся сменить место работы, даже зная о возможности получать там больше. Для них в силу каких-то особенностей характерна цена выбора, связанного с переводом на новое место жительства, оказывается слишком высокой. Порой перемена места работы оказывается невозможной из-за внешних факторов. Так обстоит дело в России, где нет развитого рынка жилья. Человек проработавший много десятилетий ради получения бесплатной государственной квартиры, практически не может без проблем ни продать ее, ни купить новую в том месте, куда ему было бы выгодно переехать из-за более высокой зарплаты.

И все же большинство наемных работников постоянно оглядываются по сторонам в поисках места, где за такую же работу платят получше. Мобильность рабочей силы вносит совсем новый аспект в торг между работодателями и наемными работниками.

Если последние не могут добиться на своем рабочем месте таких же выгодных условий труда, какие предлагает им другой работодатель, они просто увольняются и продают свою рабочую силу более щедрому покупателю. Это означает, что на рынке труда существует постоянная конкуренция среди покупателей - работодателей, стремящихся переманить друг у друга наиболее ценных специалистов. И чем ценнее специалист, тем острее конкуренция за него и тем большую зарплату он может себе выторговать.

Не трудно понять, что конкуренция за наемных работников, без которых не возможно создание предприятий, ведет к перетоку работников из одних отраслей экономики в другие. Альтернативой этому являются забастовки с требованиями повысит зарплату до уровня оплаты аналогичного труда в других отраслях.

На рынке труда постоянно борются две тенденции. Первая из них отражает стремление социальной справедливости состоит в том, что профсоюзы пытаются добиваться выравнивания заработной платы. Это означает установление одинаковых размеров оплаты труда для всех работников, выполняющих одни и те же трудовые обязанности на одном и том же предприятии или в одной и той же отрасли. Так обстоит дело в России, где в конце 1992г. была начата работа по внедрению единой схемы оплаты труда для всех, чей труд оплачивает само правительство.

Вторая тенденция состоит в том, что развивающиеся предприятия или даже целые отрасли попытаются любыми путями обойти ограничения и повышение оплаты труда, переманивают к себе людей с предприятий, дела которых обстоят не благополучно.

Попытаемся понять, как рыночная экономика решает три главных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить? Тот производитель, чей товар вызвал наибольший спрос на рынке, способен за счет повышения доходов заплатить своим работникам больше и нанять их в большем количестве, что бы расширять производство до границ спроса.

Но ведь количество работников нужных специальностей всегда ограниченно. А это означает, что переход работников в преуспевающие фирмы и отрасли сокращает занятость в отраслях и фирмах, товары которых не пользуются спросом на рынке.

Так рабочие руки перетекают из отрасли в отрасль и с предприятия на предприятие в соответствии с ситуацией на товарных рынках. Без этого просто невозможны восстановления рыночного равновесия и действие закона предложения. В самом деле, какие бы цены ни сулили повышенный спрос, ему нельзя будет противопоставить возросшее предложение товаров, если изготовителям дефицитной продукции не удается переманить к себе дополнительное число работников.

Поэтому различия в уровнях оплаты и условиях труда между преуспевающими и переживающими трудности коммерческими фирмами являются обязательным элементом рынка труда.

На эти кратковременные различия накладываются более устойчивые различия в оплате труда по отраслям и видам профессий. Чем же определяется эта разница? Прежде всего интенсивностью труда, а так же положением отрасли на рынке, то есть соотношение спроса и предложения по ее продукции. Именно поэтому во всем мире столь высоки заработки выдающихся спортсменов, рок музыкантов, оперных певцов и кинозвезд. Каждый из таких людей выступает на рынке труда как «уникальный товар», который хотят «приобрести» огромное количество зрителей. Иными словами, предложение такого «товара»» крайне ограниченно в силу естественной редкости талантов, а спрос огромен. Следовательно, и цена этого таланта, то есть оплата его труда, взмывает до небес.

Перейти на страницу: 1 2