Содержание

Импульсный подход к объяснению бизнес-циклов

В некоторых ранних исследованиях колебаний деловой активности предпочтение отдавалось детерминистским теориям, согласно которым экономические циклы появляются регулярно, причем для всех циклов характерны одни и те же свойства.

Однако позднее выяснилось, что бизнес-циклы не демонстрируют нужной регулярности, что и послужило причиной развития "импульсных теорий" бизнес-цикла. Согласно этим теориям, из-за воздействия случайных импульсов на экономическую систему происходит цикличный отклик, затухающий со временем. Однако бизнес-циклы возникают вновь, как следствие появления новых импульсов, нарушающих экономическое равновесие. Таким образом, цикличность развития, наблюдаемая в экономике, есть результат воздействия на экономику серии последовательно возникающих независимых импульсов. Каждый из такого рода импульсов, или шоков, затем распространяется в экономике, причем способ распространения зависит от структуры экономической системы.

Достоинства:

Существование математических моделей, основанных на этой теории, дающих результаты схожие с реальными. Несложно предположить, какие импульсы вызывают колебания, чего нельзя было сказать о детерминистских теориях.

Экономические колебания могут вызываться шоками трех типов:

· шоки предложения (технологические сдвиги, климатические изменения, появление новых источников сырья, или, наоборот, их исчезновение)

· политические шоки (колебания обменного курса, колебания предложения денег, изменения в фискальной политике)

· шоки спроса (изменения инвестиционных или потребительских расходов)

Кейнсианцы традиционно уделяют основное внимание шокам спроса, в то время как экономисты классического направления напротив, больше внимания уделяют шокам предложения.