Основным звеном в системе народного хозяйства
является предприятие. Внедрение рыночных отношений в хозяйственную практику для
предприятия означает, что основными объектами изучения, планирования и контроля
становятся:
уровень удовлетворения потребностей;
зоны хозяйственной деятельности предприятия (рынки
сбыта);
товарный ассортимент и уровень его
конкурентоспособности.
С целью уменьшения финансового риска предприятию
становятся необходимы стратегическое планирование, анализ возможностей, имитационное
моделирование и другие современные методы и приёмы работы, позволяющие
управлять процессами производства и реализации товаров.
Анализ опыта внедрения элементов маркетинга на
предприятиях текстильной промышленности не дает оснований предполагать, что
сформировавшуюся в условиях развитого рынка систему управления можно автоматически
применить в нашей хозяйственной практике. Это объясняется существенными
различиями в характере и условиях деятельности, например наличием сложившейся у
нас системой государственных регуляторов: государственными заказами, лимитами
сырья и материалов, системой ценообразования и т. д. Кроме этого, имеющиеся
диспропорции между спросом и предложением не позволяют применять принципы и
методы маркетинга. Например, в условиях “дефицита” система формирования “цен
равновесия” не может быть использована, так как только усугубит положение,
поскольку не отражает ни уровень доходов, ни уровень общественно-необходимых затрат
на производство, ни уровень конкурентоспособности продукции и т. д. В этих
условиях теряется смысл основного принципа маркетинга - ориентация на интересы
потребителя.
Перечисленные обстоятельства диктуют необходимость
взвешенного поэтапного подхода к использованию маркетинга в практике хозяйствования
предприятий отрасли.
До завершения формирования нормально
функционирующего рынка и реальной демонополизации производства и обмена я
считаю, что целесообразно использовать преимущественно отдельные методы и
приемы маркетинга, которые адекватно вписываются в реальную структуру
управления производством и реализацией товаров и услуг. К таким методам можно
отнести: изучение потребностей и спроса покупателей, выявление потребительских
оценок и предпочтений в отношении ассортимента и качества продукции предприятия
и использование этих результатов при совершенствовании товара и обосновании
ассортиментной политики, совершенствование системы сбыта и товародвижения.
|