Содержание

Тематический и видовой состав.

По сравнению с 1993 годом увеличилась доля книг, выпускаемых в рамках издательских серий - с 30.7% до 47.4%. РМЖ "Панорама", "Армада", "Совершенно секретно" - все свои книги выпустили в какой-либо серии. Серийные книги преобладали в выпуске издательства "Олма-пресс" (82 из 88), "Радуга" (70 из 85), "Дрофа" (69 из 72), "Авангард", "Центр 2000" (27 из 30), "Русская книга" (34 из 35).

С 28.1% до 23.3% сократилась доля томов собраний сочинений в выпуске издательств-лидеров. По-прежнему много многотомников в репертуаре "Терры", "Вече", "Голоса", "Художественной литературы", "Ладомира" и др.

Совместные издания остаются по-прежнему популярными в российском книжном бизнесе. Особенно много совместных проектов под своим ISBN осуществили "Дрофа" (66 из 72), "Вече" (36 из 70), "Вагриус" (26 из 56). Все же стремление максимально сократить риск выпуска "неузнаваемой книги" заметно у издательств-лидеров: собрания сочинений и серии занимают в сумме 70.7 % их выпуска.

Вообще, обозначить очень четкую специализацию издательств сложно, поскольку идет постоянный поиск новых возможностей для бизнеса, "все создают всё". В общем, сложно утверждать, что "Терра", "Вече", "Голос" добились успеха в выпуске многотомных изданий, "Северо-Запад" известен своими фантастическими сериями и изданиями зарубежной литературы; "Современник" традиционно силен в выпуске русской исторической прозы; "Вагриус" в сотрудничестве с "Гермесом" пошел по пути создания изданий западного типа - он "формирует" бестселлеры скорее, чем печатает готовые. "Радуга" не забывает свое традиционное направление- современную зарубежную прозу и детективы; "Олма-пресс" и "Крон-пресс" больше других "продвигают" исторические и любовные серии в переплете; "Дрофа" открыла популярный жанр киноромана; "ЭКСМО" вернуло на рынок известных российских писателей; "Центрополиграф" специализируется на зарубежной прозе

Таким образом, оценивая тематический состав, можно отметить падение совокупного тиража художественной литературы, в том числе и детской. При этом наблюдается увеличение тиражей по всем другим тематическим разделам. При этом растет число названий художественной литературы.

Тематическая структура выпуска изданий во многом определяется социально-экономической ситуацией и конъюнктурой книжного рынка. Некоторое снижение выпуска художественной литературы в значительной степени компенсируется изданием книг профессиональной ориентации, помогающих человеку овладеть современными специальностями или быстрее приспособиться к изменяющимся условиям производства и повседневной жизни.

В структуре разделов целевого назначения возрастает роль и удельный вес социально значимых видов изданий; учебных, научных, справочных. В особо заметной степени выделяются издания производственной литературы, выпуск которых возрос в 1997 году как по числу названий, так и по тиражу.

Что касатся жанров художественной литературы, то на сегодняшний день они более соответствуют рыночным реальностям. Но в целом картина рынка осталась прежней: здесь по-прежнему преобладает массовая литература. Крупнейшая доля принадлежит детективному и остросюжетному жанру. На втором месте следует сентиментальный жанр, заметно отстает от них фантастика. Удельный вес классической и современной литературы составил 7.7.%. Большую популярность приобретает мемуарно-биографический жанр и жанр любовного романа, особенное распространение полусило издание художественной литературы в сериях. Много изданий выпускается в мягкой обложке.

Говоря об издательствах, нужно сказать о том, что определить специализацию того или иного издательства очень сложно, т.к. у многих из них широкий диапазон деятельности.

Заключение

Выпуск художественной литературы и литературы для детей и юношества - наиболее крупные разделы книгоиздания.

Поэтому для нас немаловажно выяснить каково состояние к книгоиздании данного вида литературы.

Типология литературно-художественных изданий сложна, но разработана подробно и детально.

Современное российское книгоиздание художественной литературы коренным образом отличается от того, каким оно было до 1991 года.

В России был принят ряд законов, которые значительно изменили ситуацию в издательском деле. Была отменена цензура, сняты все ограничения на выпуск книг, введено лицензирования издательской деятельности. Наряду с государственными издательствами в нашей стране появилось большое количество независимых издательств.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8