Содержание

Историко-генетический анализ исследования экономических благ

В большинстве экономических источников называют два основных свойства рыночных благ: конкурентность (неконкурентность) в потреблении и исключаемость (неисключаемость) в потреблении, остальные свойства выво­дятся из вышеназванных или считаются второстепенными. Но на основе вы­деления двух этих свойств трудно произвести отделение общественных благ от частных. В экономической литературе такие блага получили название «смешанных» благ, т.е. благ, сочетающих в себе свойства как частных, так и общественных благ.

Например, мировой океан с точки зрения мореплавания обладает свой­ством неконкурентности, но т.к. его рыбные ресурсы ограничены, то их по­требление одним пользователем наносит ущерб другим, следовательно, в ре­сурсной части океан конкурентен, и возможна передача его ресурсов в сферу частного предпринимательства.

Целый ряд благ рассматривается либо как конкурентные, либо как ис­ключаемые, либо как то и другое. Так, услуги образования конкурентны в по­треблении. Существуют положительные предельные издержки при обеспече­нии образования для одного дополнительного лица, т.к. другим уделяется меньше внимания по мере роста числа лиц, находящихся в аудитории. Назна­чение платы за обучение может исключить возможность для отдельных групп лиц получать образование. Предоставление образования может осуществ­ляться как в частном, так и в государственном секторе, более того есть смысл говорить о промежуточном секторе: частное образование пользуется под­держкой в виде льготного налогообложения, финансирования фундаменталь­ных исследований, субсидий.

Методический подход выделения государственного и частного секторов в переходной экономике, вследствие деления благ на частные и обществен­ные, позволяет говорить о наличии промежуточного смешанного сектора.

Если общественное благо выступает критерием выделения минимально возможных границ общественного сектора, то смешанные блага дают пред­ставление о допустимых пределах промежуточного сектора. Смешанные блага зачастую производятся на основе сотрудничества и разделения функций между государственным и предпринимательским сектором, и имеет смысл говорить о минимизации участия государства в их создании и финансирова­нии. Однако нецелесообразным представляется полное самоустранение госу­дарства, речь идет об определении оптимальной меры и формы его участия. Для этого необходима четкая оценка, в какой мере рыночное благо можно отнести к «чисто» частному или смешанному. Свойства, характерные для ры­ночных благ, с трудом поддаются фиксации, обладают разной степенью ин­тенсивности проявления, множественностью и расплывчатостью характери­стик, что осложняет подобную оценку.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8