Содержание

Историко-генетический анализ исследования экономических благ

У американского экономиста Олсона Мансура « .общественные блага определяются как любой товар или услуга, которые удовлетворяют следую­щему требованию: если их потребляет любой индивид из группы , то их могут потреблять и все остальные члены группы. Други­ми словами, те, кто не покупают или не платят за это общественное благо, не могут быть исключены из его потребления (если же они исключаются, то мы имеем дело с необщественными благами)»[8]. Т.е. частные блага подвержены принципу исключения, когда те, кто не в состоянии платить за благо, исклю­чаются из числа покупателей выгод, обеспечиваемых данным благом.

Определение по сути дела сводится к невозможности исключить обще­ственное благо из потребления потенциальных его потребителей. Для неко­торых общественных благ такое исключение из потребления физически воз­можно. Но как показал другой американский экономист Дж. Хэд[9], нет необ­ходимости обеспечивать техническую невозможность исключения, достаточ­но, чтобы это было экономично. По его мнению, такая невозможность исключить из потребления является только одним из двух основных элементов понимания общественного блага. Другим, считает Дж. Хэд, является «совместность предложения» этого блага. Благо обладает такой «несовместимостью», когда потребление общественного блага одним индивидом не вызывает уменьше­ния объема потребления этого блага другим. По мнению Олсона Мансура, «совмести­мость» не является необходимым условием общественного блага, лишь неко­торые будут иметь степень «совместимости», необходимого для определения блага как чистого общественного. Но в целом большинство общественных благ проявляют свойство «совместимости» в достаточной степени.

Чаще всего авторы, характеризующие рынок общественных благ, выде­ляют свойства рыночных благ: неконкурентность и неисключаемость.

Ричард Масйгрейв[10] в своих работах, выделяя отсутствие конкурентно­сти в потреблении и неисключаемость из потребления, как свойства общест­венного блага, отличающие его от частного, обуславливает эти различия правом собственности. Рыночный механизм хорошо приспособлен для обеспечения частными благами, где обмен происходит, когда имеются в на­личии исключительные титулы собственности, потому что ими и обменива­ются. Этого нет в отношении общественных благ. Здесь было бы неэффек­тивно исключить какого-либо потребителя из участия в получении выгод от их потребления кого-либо другого. Выгоды от общественных благ не возме­щаются в правах собственности от индивидов, рынок не может функциони­ровать.

Интересным представляется подход английского экономиста А. Пигу[11] как еще одного сторонника теории благосостояния, к рассмотрению «фиаско рынка» при производстве общественных благ. Никогда не анализируя обще­ственные блага как экономическую категорию, он описывает ситуацию, не­посредственно связанную с их производством и распределением. А. Пигу характеризует момент, когда приобретение и использование блага субъектом приносит выгоды или издержки другим, т.е. цена не отражает все выгоды и издержки, вызванные действиями отдельного субъекта.

Так как общественное благо характеризуется А.Пигу отсутствием конкурентности и неисключаемости в потреблении, то цена общественного блага отражает затраты производителя и предельную выгоду отдельного потребителя. Покупка общественного блага, однако, приносит доход всем другим лицам, желающим его получить, и для производителя и отдельного потребителя нет способа получить доход, переложив часть издержек на других, в результате частный интерес не учитывает эти дополнительные внешние эффекты. В итоге образуется разрыв между общественными и частными выгодами, а когда величины частных и общественных выгод не совпадают, то рынок бессилен в эффективном размещении ресурсов. Для выхода из этой ситуации А.Пигу предложил использовать систему государственных налогов и субсидий, позволяющих превратить скрытые издержки в явные, чтобы цена отражала внешние эффекты. Не замечая общественных благ, А.Пигу, по сути дела, объясняет дефекты рыночного механизма, расхождения между частными благами и общественными, где общественные блага выступают как крайний случай внешних эффектов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8