Содержание

Историко-генетический анализ исследования экономических благ

Классической школой признавалось, что иногда могут возникать ненормальные обстоятельства, такие, как войны, политические перевороты, засухи, биржевые крахи, золотая лихорадка и т.д., которые уводят экономику с пути полной занятости. Но при этом утверждалось, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию вскоре восстанавливает в экономике уровень производства при полной занятости ресурсов. Если же и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальный доход и занятость не снизятся. Считалось, что финансовый рынок, и в частности ставки процента, автоматически приводят в соответствие планы субъектов рынка по сбережениям и инвестициям.

Наиболее логично идея достижения экономической системой равновесия выражена в сформулированном Ж. Б. Сэйем законе рынков, согласно которому любое предложение товаров порождает свой спрос на них. Это происходит через механизм свободного ценообразования, а несовпадение спроса и предложения возможно только на отдельные товары, или в отдельных регионах страны.

Такие идеи господствовали до 30-х гг. XIX в. В 1825 г. произошел первый экономический кризис, который показал невозможность достижения экономического равновесия путем автоматического саморегулирования народного хозяйства, поэтому положения классической школы со временем начали все больше критиковаться.

Наиболее обоснованный критический анализ данной школы осуществили К. Маркс и В.И. Ленин. Они доказали, что рыночный механизм функционирования экономики приводит к значительной дифференциации общества на богатых и бедных, глубокому неравенству, углублению всей системы экономических противоречий, частичное и временное разрешение которых происходит во время кризисов перепроизводства. Но глубоко ошибочной оказалась их идея полного вытеснения товарно-денежных отношений, тотального огосударствления экономики при социализме.

Критическое крыло сторонников экономического учения К. Маркса стремилось внести коррективы в положение об условиях достижения равновесия экономической системы. Так, М. Туган-Барановский основной причиной циклических колебаний считал диспропорцию между движением сбережений и инвестиций, прежде всего, в отраслях, производящих средства производства. Кроме того, причины циклов и кризисов он видел в несовершенстве регулирующей роли рыночного механизма в сфере накопления и расходования общественного капитала. Наиболее обобщающей причиной неравновесия экономической системы ученый называл непропорциональность размещения денежного капитала в различных сферах экономики. В то же время он высоко оценивал закон Сэя, особенно его идеи о порождении предложением собственного спроса. Исходя из тезиса об инновациях как движущей силе капиталистического способа производства, М. Туган-Барановский пришел к выводу, что для достижения равновесия в этой системе хозяйства достаточно осуществлять соответствующее регулирование инвестиций. Его понимание природы деловых циклов стало одним из составных элементов концепции Дж. Кейнса.[3]

В конце XIX в. взгляды классической школы политической экономии продолжают уточняться. Считая основой равновесия экономической системы рыночный механизм, неоклассики (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк и др.) акцентируют внимание на равновесии, построенном «снизу», то есть с учетом поведения отдельных хозяйствующих субъектов и потребителей (на микроуровне), а основу для обмена товаров видят в субъективных оценках их полезности. Общую теорию рыночного равновесия в этот период разрабатывали А. Маршалл, Л. Вальрас.

В западной экономической литературе идею невозможности существования капитализма без широкомасштабного вмешательства государства, а значит, и достижения экономического равновесия с помощью только рыночных рычагов впервые обосновал Дж. Кейнс. Он считал, что расширение функций правительства — это единственный способ избежать полного разрушения существующих экономических форм, способ побудить к инвестированию и координации склонности к потреблению.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7