Содержание

Историко-генетический анализ исследования экономических благ

Проведение реформ, направленных на создание рыночной экономики, - один из главных факторов, определяющих социально-экономическую обстановку в России.

Для того чтобы сформировать высокоэффективную, динамично развивающуюся, работающую на человека российскую экономику целесообразно использовать рыночную модель[1]. Модель рыночной системы в «чистом» виде предполагает экономическую обособленность хозяйствующих субъектов, позволяющих им свободно вступать в обменные отношения, самостоятельно принимать экономические решения, брать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Движение России по пути к рынку связано с переходом не к «чисто» рыночной, а смешанной экономике, обеспечивающей создание социально ориентированного рыночного хозяйства. После провозглашения курса на смешанную экономику предстоит сложный процесс оптимизации соотношения государственного и рыночного сектора. Если доминирующим сектором в экономике, является рыночный сектор, который определяет основные механизмы функционирования системы хозяйствования, ее важнейшие социальные характеристики и специфику воспроизводства, то каким должно быть вмешательство государства в функционирование рынка?

Данная проблема, ставшая актуальной для отечественных экономистов и политиков в недавнее время, активно и давно разрабатывается западными учеными. Точки зрения на данную проблему зачастую выступают как диаметрально противоположные.

Далее, целесообразно, обращение к теориям и исследованиям ученых-экономистов, являющихся приверженцами основных направлений в экономической науке, занимавшихся или занимающихся вопросами государственного регулирования в экономике.

Следует напомнить, что первой школой в экономике, стремившейся выяснить правила хозяйственной деятельности, был меркантилизм. А. Монкретьен еще в начале XVI в. обосновывал необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны с целью увеличения ее богатства. По его мнению, государство должно проводить активную протекционистскую политику, стимулировать экспорт и т.д. В условиях первоначального накопления капитала зарождающейся буржуазии нужна была поддержка государства.

В XVIII вв. Западной Европе возникает классическая школа политической экономии. В этот период капитализм твердо стал на ноги, и классики политической экономии считали, что равновесие экономической системы, в том числе спроса и предложения, достигается через механизм свободной конкуренции и свободного ценообразования, и в результате стремления каждого индивида удовлетворить свои эгоистические интересы и их взаимодействие через систему разделения труда и товарного обмена. К наиболее видным экономистам классического направления XVIII-XIX вв., следует отнести: А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, К.Маркса, Т.Мальтуса, Дж. С.Милля. Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он, как и физиократы, положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. Cмитовская "невидимая рука" предполагает такое соотношение между "экономическим человеком" и "видимой рукой" государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой "естественному" рыночному порядку. [2]

С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что, действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6