Содержание

Принципы экономической классификации экономических благ

общественного и индивидуального благосостояния[17]

Наивысший уровень полезности для индивида достигается в точке каса­ния кривой безразличия и линии бюджетного ограничения в точке на ри­сунке 1. Наклон линии бюджетного ограничения показывает, каким коли­чеством частных благ должен пожертвовать индивид, чтобы получить одну дополнительную единицу общественных благ, что эквивалентно его налого­вой цене. Наклон кривой безразличия показывает, какое количество частных благ готов пожертвовать индивид в аналогичной ситуации. По мере уменьшения налоговой цены, линия бюджетного ограничения сдвигается к точке Е. За счет увеличения или уменьшения налога можно выявить кривую спроса для частного блага.

За счет увеличения или уменьшения налога можно выявить кривую спроса для частного блага. На рисунке 2 изображена кривая спроса, соот­ветствующая рисунку 1. Точки Е и Е1 показывают здесь количество обще­ственных благ требуемых при налоговых ценах Р1 и Р2. Кривая спроса определяется как кривая предельной готовности пла­тить. Налоговая цена за общественное благо для индивида устанавливается равной его предельной норме замещения, которая показывает, сколько част­ных благ он готов отдать за одну дополнительную единицу общественного блага.

Рис. 2. Кривая индивидуального спроса[18]

Так как частные блага - это те блага, которые приобретаются из дохо­дов, оставшихся после уплаты налогов, которые можно представить в виде цены общественного блага, то на основе графиков можно убедиться в реаль­ности принципа жесткости определения границ частного и общественного блага. Используя принуждение при сборе налоговых средств и жестко закре­пляя их в качестве «цены» общественных благ, государство, прежде всего, стремится к целостной стабильной политике социальной поддержки и разви­тия общества, т.е. общественные блага заключают в себе принцип социаль­ной значимости. В отличие от этого основой производства частных благ яв­ляется принцип доходности, или, вернее сказать, принцип предельной доход­ности. Любой производитель для максимализации своего благосостояния бу­дет расширять тот вид деятельности, где предельный доход превышает пре­дельные издержки, и свергать любой вид деятельности, если предельные из­держки больше, чем предельный доход.

Потребитель готов платить за покупку частного блага и получать, таким образом, предельную полезность данного блага. На конкурентном рынке цена блага будет равняться его предельным издержкам производства. Каждый ин­дивид покупал бы такое количество блага, при котором уравнивалась бы пре­дельная полезность блага с его рыночной ценой. Если на общественные блага нельзя назначить цены, то не могут приниматься решения об их производстве и распределении, основанные на принципах рыночной доходности. В основе производства таких благ, как общественная безопасность, социальная обес­печенность здравоохранение, возможность отдыха, образования и т.д. лежат социальные причины. А с развитием технического прогресса особое значение приобретают новые блага, которые можно отнести к общественным. В каче­стве таковых можно назвать чистый воздух, чистую воду, лесопарковые мас­сивы и т.д. Загрязнение атмосферы и водоемов, недопустимый уровень шума, хищническое использование земли, необходимость устранения продуктов распада сгорания и т.д. становится острой проблемой развития современного общества, требуются немалые государственные расходы для обеспечения здоровой окружающей среды для дальнейшего существования общества.

Чтобы оценить, в какой степени государство может участвовать в фи­нансировании общественных благ, можно использовать принцип социальной значимости на основе сравнения предельного социального выигрыша и пре­дельных социальных издержек. Но если рассчитать социальные издержки возможно, учитывая государственные закупки общественного блага, выплаты субсидий на образование, здравоохранение и т.д., то трудно измерить соци­альный выигрыш, т.е. на сколько вмешательство государства идет на пользу благосостоянию общества.

Насколько здесь будет эффективен метод сравнения затрат и выгод, применяемый при производстве частных благ? Например, приняты меры для улучшения качества воздуха. Чисто гипотетически можно представить, что первоначальные средства, израсходованные государством на очистку воздуха, приведут к большому положительному эффекту, выраженному в умень­шении накладных расходов на медицинское обслуживание. Но в дальнейшем, переходя к более сложным и дорогостоящим технологиям, будет увеличи­ваться прирост издержек, связанный с получением каждой последующей до­полнительной единицы чистого воздуха. Одновременно общественный выиг­рыш от улучшения качества воздуха, который вначале был значителен (т.к. вызвал немедленный значительный эффект), сокращается с каждой дополни­тельной единицей. На рисунке 3 показан допустимый объем регулирова­ния очистки воздуха в точке X, когда предельный социальный выигрыш ра­вен предельным социальным издержкам на улучшение качества.

Рис.3[19]
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6