Содержание

Принципы экономической классификации экономических благ

Теоретически оказывается возможным измерять социальные выгоды и издержки от производства общественных благ. Реально осуществлять их соизмерение труднее. Сложность возникает при оценке значимости того или иного общественного блага, а именно при соизмерении затрат и результатов проектов финансирования общественных благ, т.к. они не являются объектом купли-продажи. Если обратиться к используемому примеру об очистке воз­духа, то результатом становится улучшение человеческой жизни, ее сохране­ние. Но этот же результат возможен и при улучшении состояния дорожной сети, уменьшающему число аварий, и совершенствование медицинской по­мощи и т.д., здесь, видимо, неправомерно давать денежную оценку издерж­кам и выгодам, соизмеряя сохраняемые жизни с затрачиваемыми ресурсами, а также - с результатами работы музеев или расширения троллейбусной сети. В данных рамках затраты и результаты могут оцениваться в натуральной форме. Т.к. результатом деятельности индивидов, связанных с общественны­ми благами, выступает экономическое равновесие, сохранение и защита эс­тетических ценностей, памятников культуры, увеличение продолжительности жизни, рост творческого потенциала личности, то используются такие пока­затели, как продолжительность жизни, степень экологической загрязненно­сти, сокращение потерь времени и т.д.

Для достижения этих показателей используют политический, а не ры­ночный механизм принятия решений. В демократических обществах это про­исходит на основе мнения большинства. Рядовой потребитель выражает и защищает свои интересы в качестве избирателя, обнаруживая предпочтения с помощью голосования. Но и здесь возникают трудности нахождения опти­мального решения: одна группа избирателей может предпочесть расширение образования, другая здравоохранения, третья считает необходимым выделе­ние средств на окружающей среды, все социальные услуги в целом конкури­руют с затратами на внешнюю и внутреннюю безопасность. Получается, что общественные блага соперничают не только с частными, но и между собой. Кроме того, каждое решение о предоставлении общественного блага касается благосостояния всех членов общества, а в принятии решения смогут участвовать не все члены общества, поэтому решение о предоставлении обществен­ных благ передается государственным органам в соответствии с мнением большинства. Здесь также возникают сложности, связанные с несовершенст­вом уже политического процесса.

Мерой, позволяющей охарактеризовать степень настоятельности обще­ственного блага, и может выступать социальная значимость блага. Какую оценку может получить колоссальное расширение военных программ в мир­ное время зависит, от ориентации государства на определенный момент. Го­сударство может дать оценку общественного блага, адекватную предпочтениям данного общества. Такую оценку можно дать только с погрешностями, но даже приблизительные способны принести значительную пользу.

На основе сказанного выше можно сделать следующий вывод. Опреде­ление потребностей в общественных благах остается важнейшей не до конца разрешенной проблемой мировой экономической теории и практики. Госу­дарство, призванное, прежде всего, обеспечивать экономически эффективное удовлетворение потребностей своих граждан в этих благах, может руково­дствоваться следующими принципами выделения общественных благ из чис­ла рыночных: 1) принцип принуждения; 2) принцип жесткости; 3) принцип социальной значимости. Отсюда «общественные» блага выступают как блага, обнаружи­вающие свою аллокационную неэффективность в рамках рыночного сектора, что необходимо требует формирования ресурсов на их производство за счет принудительного участия государства, обеспечивающего жесткую зависи­мость объёма и структуры общественных благ от величины налоговых посту­плений и определяющих их социальную значимость. Выделение обществен­ного блага позволяет приблизиться к решению рассматриваемой проблемы и определить границы как государственного, так и рыночного секторов

[1]Гайдар Е. Построить Россию: три статьи. – М., 1994. – С.26

[2] Блауг М., “Экономическая мысль в ретроспективе”, Москва, Дело Лтд, 1994г.

[3] Эконов “Антология экономической классики”, Москва 1993г.

[4] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:Петроком, 1993

[5] Райтмен П. Трудный путь к рыночной экономике реальности и иллюзии // Мировая экономика и международная экономика. – 1996. - № 5. – С. 65

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6